16 июня, Москва.

О смерти Баталова сообщили родственники и близкий друг семьи Владимир Иванов.
Ранее жена актера Гитана Леонтенко рассказывала, что Баталов уже два месяца находится на лечении из-за перелома ноги в двух местах.
Алексей Баталов родился в 1928 году во Владимире, в театральной семье.
Он впервые вышел на сцену подростком в годы Второй мировой войны в эвакуации в Бугульме, где его мать организовала свой театр.
В 1950 году Баталов закончилл школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко. Играл в Центральном театре Советской армии и на сцене МХАТ.
В кино Алексей Баталов дебютировал в 1944 году в эпизоде фильма «Зоя».
С 1975 года Баталов преподавал актёрское мастерство во ВГИКе.
Всенародную известность Баталову принесли его работы в кино. За свою жизнь актер снялся более чем в 40 фильмах.

Такой разный Баталов

Баталову удавались любые характеры и роли — и лирические, и трагические.
Фильм 1957 года «Летят журавли», в котором Баталов сыграл вместе с Татьяной Самойловой, стал единственным советским полнометражным фильмом, который получил главный приз Каннского кинофестиваля.

Баталов восхищался работой оператора Сергея Урусевского в этом фильме, о чем вспоминал в своей книге «Судьба и ремесло».
«Медленно, как-то особенно томительно идет время, и вот, когда уже всем передалось его волнение и необъяснимая мертвая пауза кажется бесконечной, откуда-то из угла, из-под вешалки вдруг звучит негромкий, взволнованно радостный голос Урусевского: «Ну давайте вот так попробуем разочек сделать… Так вроде ничего…». С этой секунды все оживает и идет с головокружительной быстротой», — писал актер.
В драме 1962 года «Девять дней одного года» Баталов сыграл физика-ядерщика, продолжающего работать, несмотря на полученную дозу радиации. Этот фильм стал лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран», а Баталов был признан читателями журнала лучшим актером года.

«Я с огромным интересом работал над образом Дмитрия Гусева. Жизнь этого ученого-атомщика заполнена упорным, осмысленным и притом совершенно не бросающимся в глаза подвигом. Роль Гусева особенно привлекает меня тем, что он человек сегодняшнего дня, глубоко интеллигентный, можно сказать, человек новой советской формации», — рассказывал о своем герое Баталов (цитата по РИА Новости).
В фильме Владимира Мотыля о судьбе декабристов и их жен «Звезда пленительного счастья», снятом в 1975 году, Баталов сыграл роль князя Сергея Трубецкого, сосланного в Сибирь после восстания декабристов.
В 1980 году на экраны вышла мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», где Баталов сыграл одну из главных ролей — слесаря Георгия Ивановича («он же Гога, он же Гоша»).
В 1981 году этот фильм получил премию американской киноакадемии «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и Государственную премию СССР.
Сниматься в этой роли актер, по его признанию, категорически не хотел, а всенародной женской любви к его персонажу не понимал.
«Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но в третьей серии он мог ударить ее бутылкой по голове. А почему нет? — говорил он в одном из интервью. — Гоша от первой жены ушел, пристает к незнакомой женщине в электричке, пьет, дерется. «Одинокие советские женщины» не рассмотрели моего героя как следует» (цитата по РИА Новости).