АЗС/Pixabay.com
АЗС/Pixabay.com

Правительство по инициативе «Роснефти» проверит, какие независимые сети заправок в России можно признать монополистами в своих регионах и обязать заморозить цены, пишет «Коммерсантъ».

Федеральная антимонопольная служба и Минэнерго по поручению кабмина до конца года проверят, какие независимые сети АЗС необходимо признать монополистами в своих регионах. Эти станции должны будут подписать соглашения о сдерживании цен на топливо. До сих пор независимые АЗС не участвовали в соответствующих договоренностях с правительством. Проверить их и включить в рамки соглашения по заморозке цен потребовала «Роснефть». Как сообщают собеседники «Ъ» на рынке, инспекции уже начались. Заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин сообщил “Ъ”, что служба дала поручения своим территориальным подразделениям проработать механизм проведения проверок независимых АЗС.

Об условиях самой сделки, заключенной крупнейшими нефтяными компаниями с правительством, пишут «Ведомости». Оптовые цены и цены на АЗС замораживаются, устанавливаются предельные расценки в мелкорозничной торговле для каждого региона, а на компании распространяется круговая порука за срыв договоренностей и иммунитет от претензий налоговой и антимонопольной служб за сдерживание цен. «Цены на топливо в настоящее время стабилизированы», — сказал на совещании у Владимира Путина вице-премьер Дмитрий Козак. По его словам, цены «будут такими сохраняться с учетом инфляции до конца марта 2019 года». Однако топливо все равно подорожает в начале следующего года из-за повышения НДС до 20%.

Собеседники “Ъ” отмечают, что попытки заставить независимые АЗС заморозить цены приведут к их уходу с рынка и вызовут проблемы с обеспечением топливом ряда регионов,например, Крыма, где сети крупных нефтекомпаний не работают вообще. «Проблема в том, что нефтяные компании все равно получают топливо дешевле, чем независимые участники рынка: в мелком опте, где цены как бы заморожены, товар теперь зачастую невозможно купить», — сказал один из экспертов «Ъ». В итоге топливо приходится закупать на бирже по предоплате, взяв под это кредиты, а это приводит к удорожанию горючего.

Антон Усов из KPMG подчеркнул, что независимые сети занимают 60% рынка по количеству АЗС, но 70% от объема всего реализованного топлива приходится на нефтяные компании. «Кроме некоторых регионов Дальнего Востока и Сибири, доминирования независимых сетей нигде не наблюдается. Распространение соглашения на них вряд ли имеет смысл, так как независимые сети не влияют на ценообразование, а скорее вынуждены подчиняться рыночным тенденциям», — считает он. Уже заключенное нефтекомпаниями и правительством соглашение, по мнению Усова, будет работать именно потому, что вертикально интегрированным нефтекомпаниям пока есть, чем компенсировать убытки при продаже топлива.

Вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что соглашения были подписаны в период с 7 по 10 ноября. Всего в соглашениях участвуют десять компаний — «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром» и «Газпром нефть», «Татнефть», группа ТАИФ, «РуссНефть», «Нефтегазхолдинг» и «Новый поток». Со стороны правительства соглашения подписывали представители Минэнерго и ФАС. Однако источник, близкий к одной из сторон соглашения, сказал РБК, что «Роснефть» подписала его позже остальных — только утром 12 ноября.

Несмотря на заключенные договоренности, независимые сети АЗС по-прежнему жалуются на дефицит топлива. «Во многих регионах страны все еще невозможно купить дизельное топливо и бензин мелким оптом на нефтебазах. Нефтяные компании снизили оптовые цены, но товара все равно нет», — рассказал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Производство бензина, по его данным, сократилось.

Это же подтверждает гендиректор компании «Комплект-сервис» (продает топливо оптом и в розницу на Дальнем Востоке) и глава Приморского топливного союза Владимир Чирсков. По его словам, топлива на продажу по новым ценам нет, а у «ННК-Приморнефтепродукт», подконтрольной «Нефтегазхолдингу», в прайс-листе зимний дизель просто отсутствует.

Вдобавок, ФАС, ЦБ и Санкт-Петербургская международная товарно-сырьевая биржа подготовили изменения в правила биржевых торгов, чтобы до 31 марта 2019 года на них допускались только сети АЗС и конечные промышленные и сельскохозяйственные мелкооптовые потребители «для исключения спекулятивных сделок на внутреннем рынке нефтепродуктов».

Как говорил ранее в интервью РБК президент Независимого топливного союза Павел Баженов, запрет трейдерам участвовать в торгах трейдерам почти на полгода «попросту убьет их бизнес». У них нет достаточного запаса прочности, чтобы продержаться так долго, вследствие чего пострадает и независимая розница, посколько получает оборотные средства в отсрочку от независимого трейдинга.

Подробный ликбез о том, как российское правительство боролось с повышением цен на бензин с 1990-х годов приводит ТАСС в своем обзорном исследовании.