Операция по спасению фрегата
Операция по спасению фрегата "Хельге Инстад"/Пресс-служба Минобороны Норвегии

Потерпевший утром 8 ноября крушение норвежский фрегат «Хельге Ингстад» по-прежнему лежит на боку на мелководье в полузатопленном состоянии и с боекомплектом на борту. Пострадали восемь человек, весь экипаж боевого корабля был эвакуирован.

Пока морской департамент Норвежского совета по расследованию происшествий ведет расследование, ВМС королевства круглосуточно занимаются обеспечением безопасности аварийного фрегата.

Норвежцы наварили 9 креплений и привязали затонувший фрегат «Хельге Ингстад» к берегу, чтобы он не сползал на глубину, но за последние сутки он продолжил набирать воду, в результате чего большая часть кормы скрылась под водой.

«Наша цель — обеспечить безопасность судна, воспрепятствовать проникновению воды и избежать дальнейшего ущерба. Эта работа проводится поэтапно с учетом обеспечения безопасности задействованного в операции персонала», — сообщают в ВМС Норвегии.

До сих пор неясно, как получилось, что возвращавшийся с учений НАТО боевой корабль столкнулся с танкером «Сола».

Записи переговоров между фрегатом, танкером и береговыми службами в Федье, опубликованные газетой Verdens Gang, свидетельствуют о нечеткой идентификации судов. Экипаж фрегата, похоже, вообще не представлял себе, что авария вот-вот произойдет.

Предупреждения о столкновении поступили всего за несколько секунд, когда уже было поздно. Nettavisen перечисляет допущенные роковые ошибки.

Офицер флота и преподаватель навигации в Университете юго-восточной Норвегии Томас Фёрли (Thomas Førli) в интервью «Эн-эр-ко» (NRK) отметил пять ошибок, допущенных непосредственно перед аварией:

  1. Диспетчерский центр в Федье так и не получил четких идентификационных данных фрегата, несмотря на то, что экипаж фрегата сообщил о прибытии за час до этого.
  2. В радиопереговорах полученная информация не была подтверждена по системе обратной связи. Это значит, что каждый из участников переговоров должен повторить предыдущее сообщение во избежание недопонимания и недоразумений.
  3. Фёрли полагает, что фрегату в трудной ситуации следовало сбросить скорость, чтобы выиграть время. Изображения с радаров также свидетельствуют, что фрегат сменил курс на левый борт незадолго до столкновения.
  4. В зоне несчастного случая наблюдалось неожиданно плотное движение судов.
  5. Переговоры велись на норвежском, который понимали экипажи не всех присутствоваших в районе судов.

«Хельге Ингстад» может пролежать какое-то время на месте происшествия, пока не начнется буксировка на базу в Хоконверн. Запись столкновения произвела на норвежские ВМС тяжелое впечатление.

«Еще рано делать окончательные выводы, но это может занять долгое время», — ответил пресс-секретарь вооруженных сил Норвегии Томас Йесдал (Thomas Gjesdal) на вопрос, когда фрегат будет отбуксирован на «домашнюю» базу Хоконсверн в Бергене.

Само крушение вызвало прогнозируемую саркастическую реакцию в соцсетях: