Альфонсо Куарон/PA Images/ТАСС
Альфонсо Куарон/PA Images/ТАСС

Феномен фильма «Рома» (ROMA) Альфонсо Куарона (Alfonso Cuarón) в Мексике и за её пределами выходит за рамки кинематографа. Куарон не только вошёл в историю благодаря своему невероятному таланту кинематографиста, который в ночь на 25 февраля принёс ему три премии «Оскар», его культовая картина также оказала огромное политическое и социальное воздействие. Режиссёру удалось одновременно показать и ответить на все расистские предрассудки и антимексиканские настроения, преобладающие не только в мексиканском, но и в американском обществе, пишет колумнист El Universal Сальвадор Гарсия Сото (Salvador García Soto).

Три «Оскара» Куарона в этом году стали ещё одной пощёчиной президенту Дональду Трампу. Кроме того, очередное признание мексиканского таланта Американской киноакадемиией – более 20 премий «Оскар» в различных категориях за всю историю, пять из которых за лучшую режиссуру и один за лучший фильм – идеальный политический ответ американскому президенту и его заявлениям против мигрантов и мексиканского народа.

Можно сказать, что вся неловкость, безмолвие и малодушие мексиканского правительства в ответ на неоднократную агрессию Трампа против Мексики, нашли в этом признании «Ромы» смелый и убедительный ответ. Ответ, который им дало не государство и не дипломаты, а художественный гений Куарона и его команда. Вместе они показали главному американскому расисту и всем его единомышленникам, что мексиканские мигранты не собираются убивать, насиловать и воровать в его стране и могут сделать свой достойный вклад в развитие культуры и общества.

Но главная заслуга «Ромы» не только в том, что она обличила расистские и антимексиканские настроения за пределами нашей страны. В самой Мексике, среди мексиканцев, фильм Куарона стал лакмусовой бумажкой, обличившей расизм и дискриминацию мексиканских индейцев, которые здесь считаются людьми второго сорта, не имеющими права выступать в качестве представителей нашей нации и нашей страны.

Сыгравшая в фильме главную роль Ялица Апарисио (Yalitza Aparicio) и её этническое происхождение пробудили исторический мексиканский расизм против индейцев, до сих пор владеющий умами большей половины мексиканского общества. Как ни парадоксально, но для другой части мексиканцев та же самая Ялица стала важнейшим олицетворением индейской культуры и признания коренных народов.

Так что, ура Ялице, ура «Роме» и ура Куарону! Нет — внутреннему и внешнему расизму.