Европейцы присвоили себе историю колонизированных народов и сами выбрали формулировки для исторических событий, не отражающие действительность, пишет журнал «Нож».

Сейчас об истории таких народов, как майя, маори или ацтеков, мы узнаем из фильмов наподобие «Апокалипсиса» Мела Гибсона. Однако в таких проектах она преподносится в искажённом виде — зачастую события трактуются только с точки зрения европейских народов, колонизировавших их земли. Так случилось и с фильмом Мела Гибсона — тогда его обвинили в расизме и воспроизводстве колониальных стереотипов.

Колонизация почти всегда означала, что неевропейские культуры либо подчиняются европейским, либо стираются с лица земли. В итоге мы до сих пор знаем об «открытии» Америк, Австралии или Океании, в то время как коренные народы называют их не иначе как «вторжениями», пишет журнал. Однако голоса последних практически не слышны в информационном потоке.

Причём такие проблемы актуальны не только для «коренных» народов. По мнению деколониальных исследователей, современные режимы тоже «колониальны», хоть и действуют по-другому — пытаются захватить нашу субъективность, навязать свои ценности, темпоральность, формы восприятия, воображения, труда и мышления, пишет «Нож». Подобная методика лишает многие народы и культуры одного из важнейших ресурсов для создания будущего — прошлого.

Сегодня появилось множество различных течений, пытающихся нивелировать подобную несправедливость. Одно из них — афрофутуризм, изначально призывавший к восстановлению и переоценке африканской культуры, отчасти утраченной из-за рабства и насильственного переселения. Результатом стало смешение древнеегипетской мифологии, магических символов и ритуалов с формами современной популярной культуры (хип-хоп, джаз, R&B, техно, джангл) и одновременной критикой расизма и других проблем современных обществ, пишет «Нож». Другое движение — сапатизм — работает непосредственно на политическом поприще. Этому движению после ряда военных столкновений с правительственными войсками Мексики удалось создать ряд автономных зон на территории штата Чиапас, а принципы сапаистов основаны как на анархистской идеологии, так и на следовании практикам и ценностям майя.

Как говорят сапатисты, одна из целей их борьбы — это построение мира, в котором сможет сосуществовать множество различных миров. Может быть, в этом и заключается смысл деколонизации — дать людям возможность не следовать одному конкретному будущему, но построить разные его версии. При этом ни одна из них не должна претендовать на статус «правильной» — иначе все остальные будут так же считаться отклонениями, как это происходило ранее и до сих пор происходит сейчас.