Amazon, компания с самой высокой стоимостью на мировом фондовом рынке, ведёт долгую и ожесточённую борьбу с восемью южноамериканскими странами за часть киберпространства, наполненного символической ценностью и экономическим потенциалом, пишет El País. Объект спора находится далеко в дебрях Амазонии, крупнейшего тропического леса в мире.

Обе стороны участвуют в судебном процессе по вопросу домена «.amazon», который использует в Интернете термин Амазония на английском языке. Судебный процесс начался семь лет назад, когда гигант онлайн коммерции Amazon Inc. запросил у агентства ICANN, отвечающего за создание доменов и названий для сайтов, эксклюзивные права на использование «.amazon». У обиженных стран нет цели завладеть «.amazon», но они требуют совместной администрации домена и контроля над тем, как он используется.

Развернулась настоящая война 21-го века с адвокатами и дипломатами в окопах. «Для нас это имеет исторический и культурный интерес… Есть ощущение, что в Интернете мы теряем что-то, что принадлежит нам на протяжении веков», – объяснил в телефонном интервью посол Министерства иностранных дел Бразилии Ахиллес Залуар. Именно на территории Бразилии расположена большая часть из семи миллионов квадратных километров Амазонии (почти вдвое больше, чем в ЕС).

«Мы не обсуждаем ни бренд, ни коммерческие интересы компании, – только цифровое пространство», – подчёркивает он. «Мы хотим иметь право на возражение в случае возникновения расхождений (при использовании домена), а также иметь возможность обратиться в независимый суд», – отвечает он за восемь стран: Боливию, Бразилию, Колумбию, Эквадор, Гайану, Перу, Суринам и Венесуэлу, входящие в Амазонский пакт (OTCA).

В прошлом году Amazon попыталась уладить конфликт со странами Амазонии обещанием выделить пять миллионов долларов (4,4 миллиона евро) на электронные книги Kindle и место для облачного хранения. Они не согласились.

На самом деле, судебный процесс ведётся не столько из-за «.amazon», сколько из-за так называемых доменов второго уровня, которые могут быть сгенерированы, как «.hotel.amazon» или «turism.amazon». По словам бразильского дипломатического представителя, такие домены «могут вызвать больше доверия у туристов».