«Росатом» лидирует по количеству экспортных проектов атомных электростанций, но основной коммерческий продукт госкорпорации - это энергоблоки с водо-водяным реактором, которые доступны далеко не всем странам мира, пишут "Известия": Большинство контрагентов уже имееют соглашения с «Росатомом». При существующей тенденции отказа от атомной энергетики во многих развитых странах текущие объемы продаж больших атомных энергоблоков рискуют в будущем сильно сократиться.
Из-зп неприятия традиционной атомной энергетики в развитых странах развитие атомных станций малой мощности (АСММ) спонсируется властями и нейтрально встречается публикой в США, Великобритании и Канаде. Обсуждение первых АЭС с АСММ ведется в ключе «новой низкоуглеродной энергетики», а не «страшно опасного атома». Малые АЭС начинают превращаться в соломинку для всей атомной энергетики.
В борьбе за будущий рынок участвуют около ста проектов АСММ, впрочем, буквально десяток из них имеют продвинутую стадию разработки и готовы получить лицензии (свидетельства о безопасности конструкции) от национальных атомных регуляторов. Американский стартап NuScale начал процедуру получения лицензии у регулятора NRC в феврале 2018 года. Получение лицензии NRC на строительство и эксплуатацию будущего реактора предполагает расходы в пару сотен миллионов долларов, которые складываются из проведения обосновывающих безопасность экспериментов и расчетов, подготовки документации, и оплаты работы специалистов атомнадзора США.
Для захвата такого рынка «Росатом» использует ледокольные реакторы КЛТ-40С и РИТМ-200: первый используется в ПАТЭС, а на базе последнего предлагается создать наземную АЭС с модулями на 50 МВт. «Росатом» также ведет разработку и более передовых вариантов малых реакторов - «Шельф», «Витязь», АТГОР, СВБР-100, АБВ-6 и сооружаемый в рамках «Прорыва» БРЕСТ-300. Кроме БРЕСТа, все перечисленные реакторы остаются в стадиях технического предложения или эскизного проекта, не имеют финансирования и привязки к конкретному строительству, однако при изменении конъюнктуры и с пожелания заказчиков их можно довести до реальной атомной энергоустановки за 5-10 лет.