Чтобы спасти жизни, придется более интенсивно вести переговоры с новыми правителями Афганистана. Также для предотвращения цепной реакции.
Многие правительства официально заявляют, что Германия не ведет переговоры с террористами. Но "realpolitik" часто говорит на другом языке. Как показывает история, уже были неоднократные ситуации, когда представители правительства садились за стол с организациями и группами, которые несли ответственность за насилие и нападения с целью разрешения конфликтов. Хотя и неохотно. Это относилось, например, к борьбе с «Ирландской республиканской армией» (ИРА) или «Организацией освобождения Палестины» (ООП).
Вся страна в заложниках
В случае с Афганистаном деликатный и спорный вопрос переговоров становится особенно горячей темой. Потому что воинствующие исламисты взяли в заложники практически все население. Огромный козырь. Тот, кто хочет помочь людям, вряд ли может игнорировать талибов. Другими словами, те силы, которые правили около пяти лет во время своего «Исламского эмирата Афганистан»: от завоевания Кабула в сентябре 1996 года до вторжения международных войск в 2001 году.
В течение нескольких месяцев в столице Катара Дохе велись переговоры с политическим руководством Талибана*, которые велись ниже порога официального признания. Основное внимание было уделено вопросам формирования правительства. Теперь западные государства работают под сильным давлением, чтобы ускорить эвакуацию афганцев, нуждающихся в защите, и своих собственных граждан.
Канцлер Ангела Меркель, очевидно, полагается на готовность новых старых правителей Кабула к сотрудничеству. «Наша цель должна заключаться в том, чтобы максимально сохранить те изменения, которых мы достигли в Афганистане за последние 20 лет», - заявила Меркель в Бундестаге. «Талибан стал реальностью в Афганистане». Это горько, но с этим нужно иметь дело.
Федеральный министр иностранных дел Хайко Маас также считает, что переговоры неизбежны. «Невозможно обойти эти переговоры», - сказал Маас в Дохе. Ранее он посетил четыре страны, граничащие с Афганистаном, чтобы получить представление о ситуации в регионе. Маас дал понять, что о прямой встрече для него поначалу не может быть и речи. Судя по всему, федеральное правительство хочет избежать всего, что могло бы выглядеть как официальное признание новых правителей. В столице Катара бывший посол Германии в Афганистане Маркус Поцель поддерживает контакты с исламистской делегацией.
* Запрещенная в России террористическая организация.