Логистика в пандемию: с какими особенностями придется встретиться операторам на пути к эффективной доставке

Последствия пандемии серьезно сказались на сегменте крупнотоннажных перевозок. По сообщению «Forbes», рост средней цены на автомобильную грузоперевозку в 2021 составил 20%. На ряде ключевых направлений, в том числе соединяющих Москву с Краснодарским краем, цены увеличились на 50–100%. Увеличение себестоимости происходит под влиянием восстановления рынка после пандемии и дефицита транспорта. Несмотря на то, что отрасль логистики уже адаптировалась к новым условиям работы, все равно существуют сложности в планировании рейсов. Они обусловлены структурными изменениями рынка, увеличением стоимости запчастей, увольнением водителей в связи с высоким уровнем заболеваемости и переориентацией на другие сферы занятости. Однако, возможно выделить ряд тенденций, которые позволяют строить позитивные прогнозы.

В 2022 году произойдет укрупнение логистического рынка. По этой причине можно ожидать повышение качества услуг ввиду усиления конкуренции среди компаний, которые предоставляют услуги грузоперевозок. Ведущими тенденциями станут цифровизация и автоматизация грузоперевозок. Все больше компаний начнут работать в рамках политики «Зелёного курса». Это означает, что значительное внимание будет уделяться вопросам экологии. Такой вектор в организации работы обусловлен нормативными актами, которые начали действовать с 1 января текущего года.

Так, например, в Австрии уже разработаны стандарты по снижению выбросов CO2, а въезд в страну возможен для грузовых машин класса «Евро 6». Дальнейшее распространение ограничительных мер в рамках ЕС для машин на ДВС начнётся с введения в действие в 2022 г. углеводородного налога в рамках политики «Зелёного курса». Таким образом, логистическим операторам необходимо будет увеличивать расходы на доставку, платить дополнительные налоги на въезд и обновлять автопарк.
Ситуацию на логистическом рынке прокомментировал Евгений Уткин - руководитель по взаимодействию с инфраструктурными и отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии»: «Мы можем выделить следующие причины роста себестоимости перевозок: увеличение стоимости дизельного топлива на 4% и седельных тягачей на 20%. Кроме того, увеличилась зарплата водителей на 10% и затраты на поддержание технического состояния транспорта, а также на 30% выросли цены на запчасти. Также изменения произошли в системе «Платон»: изменился размер платы».

По заявлению Министерства экономического развития РФ ввиду постепенного восстановления бизнес-активности, замеченного еще в 2021 году, международная торговля товарами по итогам I квартала 2020 года увеличилась на 16,2%, а российский товарооборот – на 28,8%. Высокая неопределенность относительно сроков завершения пандемии COVID-19 по-прежнему сохраняется, предпринимаются попытки преодоления ее отрицательных последствий.

Рецессия рынка логистических услуг в России, по мнению эксперта портала «Лобанов-логист», Николая Лобанова, будет продолжаться в течение ближайших 3-5 лет. Однако, встречать текущую волну коронавируса логистические операторы будут с позитивными прогнозами: в 2023 г. объем коммерческой перевозки грузов прогнозируется на уровне 1 536,9 млн т (+0,7% к текущему периоду), а коммерческий грузооборот может увеличится на 7,8%.

Успешное функционирование логистического бизнеса в период локдауна возможно. Для этого перевозчикам необходимо ставить в приоритет качество сервиса клиентов, а не количество предоставляемых услуг.

Отметим, что количество участников рынка, готовых подтвердить открытое ведение дел, возрастает. Об этом свидетельствует популяризация среди компаний Хартии перевозчиков грузовым транспортом. Принятый Общественной палатой РФ летом 2020 года документ создан для поддержания честного ведения бизнеса и противостояния незаконным методам налоговой оптимизации.

Если Вы нашли ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Shift + Enter или Нажмите тут.