Мы живем в интересное время, когда одно потрясение сменяется другим, и даже не дает нам передышку. Так, вслед за очередным кризисом, связанным с пандемией, вокруг нас сформировались совершенно иные условия на фоне геополитических, экономических, социальных потрясений, возникших за последние полгода.
И когда, казалось бы, вокруг столько отрицательных факторов, настоящих и преданных своему делу энтузиастов не останавливают сложные условия – даже раззадоривают.
Обыватели, как правило, считают, что заниматься нефтью – всегда прибыльно. Ребята из ScienceGuys, отучившиеся на нефтехимиков в Санкт-Петербургском технологическом институте, до погружения в работу полагали подобным образом.
Николай Литвиненко, Сергей Девятков и Дмитрий Шалупкин к работе по найму и тривиальным задачам не привыкли, поэтому в 2011-2013 гг. примкнули к стартапу, посвященному технологиям производства бензина.
Проект поддерживался за счет средств инвесторов, бизнес-ангелов, которым было интересно вложиться во что-то технологичное. Чем все закончилось? По истечении 10 лет разработанная инженерами технология производства бензина была продана крупной международной компании. Эта победа досталась компании с большими мучениями – “пристроить” такую технологию какому-либо заводу непросто, мало кто готов рисковать столь “серьезными” суммами.
Команда долго искала пути монетизации своих достаточно специфичных знаний и опыта, и в 2015 году решилась заниматься заказными R&D исследованиями.
Что это за направление? R&D – сокращение от Research and Development” — “Научные иследования и разработки”, или НИР. Так называют отделы и компании, занимающиеся поиском и воплощением инновационных идей. Они востребованы практически в любой сфере бизнеса, не только в нефтепереработке. Ценные идеи и разработки приносят баснословный доход компаниям. От науки бизнес получает конкурентное преимущество, решает свои практические задачи. А наука, особенно прикладная, так находит финансирование, и ученые получают возможность “творить”.
На словах – красиво. А на практике?
Сегодня запущенная в 2015г. R&D компания уже переросла в крепкий бизнес, который по-прежнему выполняет научно-исследовательскую работу, применяет наукоемкие технологии. Среди заказчиков – практически все крупные российские нефтеперерабатывающие и нефтехимические компании.
Впрочем, к столь завидным результатам нефтехимики пришли не благодаря, а вопреки и тому есть причины:
- Конкуренция с гигантами вроде “Газпрома”, “Роснефти”, “Лукойла». У них достаточно ресурсов для открытия собственных R&D-центров – зачем им “подрядчики”? Когда ребята только начинали осваивать нишу, 7 лет назад, подобных центров в нашей стране было всего два. Сегодня же такие подразделения есть практически у каждой “профильной” компании с более-менее приличными оборотами.
- Полная непредсказуемость. В такой работе не стоит настраиваться, что все будет идти по плану как в канбан-системе. По ходу дела постоянно всплывают новые нюансы и даже проблемы, которые нужно быстро решать. Порой проект и вовсе переворачивается с ног на голову, и здесь нужно проявлять изрядную гибкость ума.
- Особенности рынка – в нашей стране даже в такой сфере не принято платить много за научные исследования, особенно если речь об исполнителе без мощного имени.
- Существенная доля рутины в выбираемом инструментарии – проекты схожи между собой, и приходится применять наработанные схемы из раза в раз. Разработка инновационного – это дорого и бессмысленно, с точки зрения бизнеса. Бизнесу нужен результат, и как можно скорее.
- Работа отнимает немало психического ресурса. Начав выполнять проект, команда встречается с трудностями, ввиду чего требуется больше времени на исполнение. Сроки «дедлайна» при этом остаются прежними.
- Чисто сервисная модель бизнеса – команда работает на заказчика, следует строго его техзаданию. Соответственно, и право на результаты отходят заказчику.
Как видно, у наукоемких частных проектов в России сегодня не завидное положение. И это не худший сценарий для ученого – большинство обречено сидеть в региональных научно-исследовательских институтах, перекладывать бумаги, выполнять план по экспериментам и осваивать небольшие бюджеты.
Пожалуй, ScienceGuys – ученые, “которые смогли”. Сегодня, несмотря на огромное количество сложностей, они продолжают заниматься разработкой новых технологий, двигаются в сторону повышения экологичности и безопасности в области нефтепереработки.
История троих инженеров-исследователей – скорее, исключение, и большинству ученых уготована совершенно иная судьба в России. Не говоря уже о том, что сегодня немногие стремятся вступить на исследовательский путь. Также немногие осведомлены о том, что происходит сегодня в научной среде, и что нас ждет в ближайшем будущем.
ScienceGuys решили, что называется, из первых уст на YouTube канале делиться с интересующейся аудиторией интересными материалами о нефтепереработке, нефтехимии, технике и других сферах жизни. Все это в достаточно живой, интересной, несколько ироничной форме. Как известно, говорить просто и понятно о сложном, может только тот, кто глубоко понимает тему и контекст.
Также удобно следить за проектом в Телеграме – https://t.me/scienceguysrus