Новые геополитические условия нанесли ощутимый удар по мировой экономике – и по отдельным отраслям стран, причём не только России. В первом ряду пострадавших сфер оказались торговые компании и логисты – все прежние цепочки оказались разорваны, и предпринимателям пришлось в кратчайшие сроки искать не только новые пути доставки, но и партнёров.
«Сейчас каждая компания строит свой бизнес в зависимости от того, какие у неё отношения с подрядчиками в Европе. Европейские агенты делятся на две категории: это лояльные к нам, которые хотят продолжать развивать бизнес с Россией, и совсем не лояльные, которые даже отвечать на электронные письма не хотят», - говорит Александра Чагина, заместитель генерального директора по развитию бизнеса АСЕХ.
Из России ушли такие гиганты логистики, как DHL и Maersk, а грузооборот автоперевозок через северо-западное направление упал в среднем на 40%, по данным агентства Infoline. В сфере контейнерных перевозок дела еще хуже – петербургские, например, порты потеряли 50-70% от оборота. Немного лучше обстоят дела в сегменте ж/д доставки – просто потому что контракты там заключаются на более длительный срок. Рынок сейчас живет инерцией.
Логистические операторы стали искать альтернативные пути доставки товаров от тех поставщиков, кто все еще готов сотрудничать с Россией. Основными логистическими хабами стали страны юго-востока, а также Турция. В целом, она была им и раньше, в силу своего географического положения между Азией и Европой, однако сейчас нагрузка на страну возросла в разы. Перевозчики выстраивают перевозки через Турцию на регулярной основе – например, «Деловые Линии». На турецкой стороне формируются контейнеры, которые везут морем в Новороссийск. Срок транзита составляет 4 дня.
«За последние месяцы спрос на доставку грузов через Турцию вырос в среднем на треть», — отмечают в «Деловых Линиях».
Сборный контейнер позволяет максимально оптимизировать загрузку, а значит сделать её дешевле для клиента. Кроме того, он обеспечивает высокую сохранность груза. По данным компании, такая доставка выходит в два раза быстрее и на четверть дешевле, чем существующие сухопутные маршруты.
Другой логистический маршрут – через Белоруссию.
«В качестве альтернативы можно рассмотреть доставку товаров контейнерными поездами как транзитом через Беларусь, так и напрямую в Россию, что позволяет сократить порядка 30-40% логистических расходов», - говорит глава практики по международной торговле и таможенному регулированию компании Б1 Вильгельмина Шавшина.