Автор статьи:
Дмитрий Шибаков — генеральный директор ООО «ТВЕ» и эксперт в области международной логистики и внешнеэкономической деятельности рассказывает простым языком о сложном процессе доставки груза из точки А в точку Б.
Что за Инкотермс 2010?
Это свод правил с терминами, который помогает участникам ВЭД толковать их однозначно. Они используются при составлении международных договоров, документации о перевозках товаров от продавца к покупателю, обеспечении безопасности, распределении расходов и рисков между сторонами.
У каждого государства действует собственное торговое право, а единые положения Инкотермс помогают партнерам говорить на одном языке. Впервые термины были опубликованы в 1936 году, Международная торговая палата пересматривает их каждые 10 лет. Последняя редакция действует с 1 января 2011 года.
Что за правила
Правила Инкотермс классифицируются на четыре категории – E, F, C, D. Термины обозначаются тремя буквами. Первой обозначается самое важное: точка обязательства по товару от продавца к покупателю.
- E — место отправки,
- F — терминалы отправления основной перевозки, еще не оплачена основная перевозка,
- C — терминалы прибытия основной перевозки, уже произведена оплата основной перевозки;
- D — покупатель, подразумевается полноценная доставка.
Положения Инкотермс регламентируют распределение затрат при доставке груза, момент перехода рисков, сроки поставки, правила перехода права на товар и другие детали.
Термины Инкотермс
Свод правил очень подробно описывает детали сделки. Вот краткая расшифровка терминов.
Для всех видов транспорта
Термин: EXW (EX Works/Франко завод»)
Значение:
Продавец выполнит обязательства по поставке, когда предоставит товар в распоряжение покупателя в указанном месте. После передачи груза продавец не отвечает за погрузку, таможенную очистку и другие процедуры.
Термин: FCA (Free Carrier/Франко перевозчик)
Значение:
Продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, выбранному покупателем перевозчику в указанном месте. Ответственность за отгрузку несет продавец.
Термин: CIP (Carriage and Insurance Paid Тo/Перевозка и страхование оплачены до)
Значение:
Продавец предоставит заранее выбранному перевозчику застрахованный товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта. Оплата расходов на перевозку до пункта назначения лежит на продавце.
Термин: CPT (Carriage Paid To/Перевозка оплачены до)
Значение:
Продавец доставит товар заранее выбранному перевозчику и проводит таможенную очистку товара. Риски повреждения или потери товара лежат уже на покупателе.
Термин: DAT «Delivered at Terminal / Поставка на терминале»
Значение:
Продавец выполнил свои обязательства тогда, когда провел процедуру экспорта и разгрузил товар в заранее согласованном терминале.
Термин: DAP «Delivered at Place / Поставка в месте назначения»
Значение:
Продавец предоставляет покупателю товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта и готовый к разгрузке с транспортного средства в указанном пункте назначения.
Термин: DDP (Delivered Duty Paid/Поставка с оплатой пошлины)
Значение:
Продавец проводит таможенную очистку и передает неразгруженный товар в указанном месте. Он же несет все риски и расходы, связанные с импортом.
Для морского и внутреннего водного транспорта
Термин: EXW (EX Works/Франко завод»)
Значение:
Продавец выполнит обязательства по поставке, когда предоставит товар в распоряжение покупателя в указанном месте. После передачи груза продавец не отвечает за погрузку, таможенную очистку и другие процедуры.
Термин: FCA (Free Carrier/Франко перевозчик)
Значение:
Продавец передаст товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта, выбранному покупателем перевозчику в указанном месте. Ответственность за отгрузку несет продавец.
Термин: CIP (Carriage and Insurance Paid Тo/Перевозка и страхование оплачены до)
Значение:
Продавец предоставит заранее выбранному перевозчику застрахованный товар, выпущенный в таможенном режиме экспорта. Оплата расходов на перевозку до пункта назначения лежит на продавце.
Термин: CPT (Carriage Paid To/Перевозка оплачены до)
Значение:
Продавец доставит товар заранее выбранному перевозчику и проводит таможенную очистку товара. Риски повреждения или потери товара лежат уже на покупателе.
Чем не поможет Инкотермс
Положения не заменяют условия договора. Они лишь поясняют и указывают распределение обязанностей, расходов, этапы и сроки передачи товара. Документ не поможет внести ясность в правах на груз, в действиях при непредвиденных обстоятельствах и в последствиях нарушения условий договора (за некоторыми исключениями).
Инкотермс стоит рассматривать как шпаргалку. Чтобы правила действовали, надо сделать в документе соответствующую оговорку. Если они расходятся с контрактом, приоритет отходит последнему.