Дети с диагнозом РАС могут успешно развиваться в социуме, но им нужно больше поддержки и понимания. Что такое ресурсные классы, в какой помощи они нуждаются и чем полезны арт-практики — читайте в статье.
28 мая в Москве состоялось нетворкинг-событие Freedom — совместный проект социального деятеля Елены Козловой и режиссёра Виктории Кот. На мероприятии показали её документальный фильм «Свобода». Это фильм о людях, которые не побоялись препятствий, и выбрали свой путь развития. После фильма приглашённые спикеры презентовали проекты, призывающие людей объединиться и нести пользу миру.
Выступление участниц движения «Красный крест» Ольги Пазюк и Дианы Бродской впечатлило гостей, многие захотели помочь. Делимся их рассказом с нашими читателями.
«Мы Как Все»
Главная мысль проекта: детей с аутичными чертами не нужно изолировать от общества. Наоборот, их нужно мягко вводить в социум, дав им при этом достаточно любви и внимания. Создатели проекта убеждены: РАС (расстройства аутистического спектра) — это не болезнь, а множество нарушений в организме, к каждому из которых стоит найти свой подход.
Для решения этой задачи в 2022 году, по инициативе родителей города Балашиха, при школе № 1 открылся ресурсный класс. Проект поддержали администрация, Управление образования городского округа Балашиха и организация «Мир для всех».
Что такое ресурсный класс?
«Детям с РАС непросто постоянно находиться в классах по 30-35 человек. Кто-то чувствителен к свету, звукам, кто-то теряет внимание, когда видит много людей», — рассказывает Наталья Гаращенко, волонтёр, учредитель АНО «Мы Как Все».
Чтобы помочь таким детям разгрузиться, в школе организовали ресурсную зону. Ребёнок с РАС посещает занятия с нормотипичными детьми, его сопровождает тьютор. Как только ребёнок чувствует, что утомился или ему нужно тщательнее проработать какую-то тему, он может вернуться обратно в ресурсную зону.
Такой подход помогает ребёнку вовлекаться в образовательную жизнь школы в индивидуальном темпе. Он гармонично развивается, осваивается в обществе, учится выполнять задания, включается в учёбу без лишнего стресса.
Значимые улучшения
Ирина Шарапова, учредитель АНО «Мы Как Все» и мама девятилетнего Ивана рассказывает:
«Мой ребенок был замкнутым, избегал общения на детских площадках. Также он пережил травмирующий опыт в специализированном садике — воспитательница его била. Психика пострадала, проблем стало ещё больше.
По завершению первого класса школы ребёнок стал контактным, начал ходить с нормотипичными детьми на физкультуру. Результат налицо. Ребёнок рад всех видеть, просыпается и говорит, что хочет идти в школу. Он сейчас будто стремится "напитаться” всем, что упустил за восемь лет одиночества на детских площадках.
Видеть, как ребенок идёт на контакт — большое счастье для родителя!
Ресурсные классы дают нам самое главное — принятие наших детей. Увы, наше общество ещё не привыкло к таким детям. Частая ситуация: ребёнок сидит в автобусе и постоянно ёрзает, шумит, он просто не может иначе. Не каждый нормотипичный ребенок может сидеть в автобусе спокойно. Но люди смотрят косо, могут сказать что-то грубое, не принимая нас. И мамы часто испытывают стеснение перед обществом.
Поэтому очень важно учиться принятию. С этой целью в школе прошёл урок доброты. Приходили волонтёры и объясняли, почему дети с аутизмом могут закрывать уши, проявлять повышенную чувствительность».
Сегодня в ресурсном классе школы № 1 пять талантливых учеников.
- Артемий Кузнецов. Любит рисовать, лепить и создавать мозаики из фото. Самый скромный и спокойный парень.
- Иван Гаращенко. Самый общительный представитель класса. Если нужно снять видеоролик или узнать про кошечек, Иван с радостью поможет. Начинающий блогер.
- Максим Затулин. Может очень быстро собрать кубик Рубика и все его разновидности. Знает все прочитанные сказки наизусть и чётко кидает баскетбольный мяч в сетку.
- Иван Шарапов. Вечный двигатель, может ездить часами на самокате и проделывать трюки, занимается тхэквондо.
- Константин Автин. Серьёзный парень. Всё по делу, без лишних слов и движений. Талантливый певец.
Как поддержать проект
Ресурсные классы набирают популярность и открываются по всей России, но сегодня их не так много. Основной барьер для развития – нехватка финансирования.
Ресурсная зона — функциональное, продуманное помещение. Всё в кабинете должно быть устроено так, чтобы отвечать потребностям детей с РАС. Для этого нужно закупать специальное оборудование.
Ещё одна проблема — дефицит кадров. В идеале у каждого ребенка должен быть свой тьютор. Молодые педагоги, готовые работать в проекте, часто нуждаются в повышении квалификации. Предусмотренный оклад маленький, поэтому проекту нужны дополнительные средства на достойные зарплаты тьюторам.
Если вы хотите поддержать проект и сделать свой вклад в будущее детей с аутизмом, свяжитесь с организацией «Мы Как Все» (можно написать в чат Telegram @mykakvse или в группу ВКонтакте).
Новые практики
Подходы к решению социальных проблем постоянно совершенствуются. Творческие, неравнодушные люди готовы приносить пользу детям и миру. Ольга Пазюк и Диана Бродская, рассказавшие о проекте «Мы Как Все» на нетворкинг-событии, занимаются бодиартом и телесно-ориентированной терапией.
«Через арт возможна мгновенная трансформация, если угодно — исцеление. Тут не нужно слов, имеет смысл начать чувствовать — редкость в наше время», — говорят они о своей работе. Такие практики помогают стабилизировать эмоциональный фон, пробудить любовь к себе, принять своё «я» и активировать внутренние ресурсы.
Энергообмен возможен как в группах, так и индивидуально. Арт-практики, фотоработы доступны онлайн, а для телесно-ориентированной терапии необходимо личное присутствие.
Мы хотели бы проводить больше подобных мероприятий, чтобы внести свой вклад в решение социальных проблем. Если мы в силах изменить судьбу хотя бы одного человека в лучшую сторону, то нужно непременно это делать!