Иран тестирует новые стратегии, чтобы успокоить общественность

В начале этой недели в Иране разгорелись жаркие дебаты по поводу заявлений нового президента, ориентированного на реформы, о сдерживании полиции нравов. На своей первой пресс-конференции после вступления в должность шесть недель назад президент Масуд Пезешкиан заявил, что будет работать над тем, чтобы власти больше не притесняли женщин из-за ношения обязательного хиджаба.

«Вас все еще преследуют?» спросил он журналистку, стоявшую за микрофоном в свободном платке. Она сообщила, что делала крюки и маневры, чтобы избежать остановки полицией нравов.

Этот обмен мнениями вызвал бурную дискуссию в Интернете и в политических кругах, а председатель Верховного суда Мохаммад Джафар Монтазери раскритиковал слова Пезешкиана.

«Господин президент, вы спрашиваете, существует ли еще полиция нравов и вмешивается ли она? Реальным вопросом должно быть неуместное ношение журналисткой хиджаба и ценности, которые нельзя нарушать», сказал он.

Консервативный парламентарий также предостерег Пезешкиана от подобных заявлений, заявив, что «трудно поверить, что президент хочет сделать выговор полиции нравов».

Иранские женщины, некоторые из которых активны в социальных сетях под своими настоящими именами, отреагировали гневом. После трагической смерти 22-летней Джины Махсы Амини в полицейском участке два года назад многие отказались носить платок на публике.

«Разве президент не знает, с чем мы сталкиваемся каждый день?» написала журналистка Элахе Хосрави в X, ранее Twitter. «После всех смертей он спрашивает, продолжает ли полиция нравов преследовать нас?»

Как и многие иранские женщины, накануне второй годовщины смерти Амини она опубликовала в сети новую фотографию, на которой она запечатлена на публике без платка, а также подписала: «Нас неисчислимо».