Аэропорт Актобе: У нас есть все возможности стать лидером пассажирских и грузовых авиаперевозок

Пандемия COVID-19 нарушила международное воздушное сообщение, отрезав бизнес от клиентов, сорвав туристические поездки и оказав непропорционально серьезное негативное влияние на развитие отрасли. Сегодня о возникших проблемах и будущих возможностях мы поговорили с председателем правления "Международного аэропорта Алия Молдагулова" Дастаном Малиевым.

– Расскажите немного о работе аэропорта города Актобе, чем он живет, как функционирует?

– Как и любой другой аэропорт, международный аэропорт Алия Молдагулова является важнейшим стратегическим объектом, связывающим в единую сеть ряд воздушных, железнодорожных и автомобильных магистралей. Он играет роль центра, пропускающего через свои терминалы огромные потоки пассажиров. Аэропорт играет роль воздушных ворот не только отдельно взятого города, но порой и целого региона. Актюбинская область является одной из активно развивающихся областей РК, бурное развитие которой связано с реализацией масштабных нефтегазовых, горнодобывающих и других крупных проектов. Необходимо добавить, что аэропорт Актобе на данный момент один из самых динамично продвигающихся и безубыточных аэропортов Казахстана. Состояние пассажирской инфраструктуры и качества пассажирских сервисов у нас на высоком уровне. Хотелось бы отметить, что аэропорт ежедневно обслуживает до 15 рейсов. По грузовым рейсам также уже можно сказать, что аэропорт Актобе является одним из ведущих аэропортов Казахстана. Аэропорт успешно осуществляет наземное обслуживание грузовых рейсов, предоставляя весь спектр услуг.

– Повлияла ли пандемия на работу воздушной гавани?

– Безусловно. Авиация стала первой и самой очевидной экономической жертвой коронавируса. Пандемия коронавируса ввела свои коррективы в работу аэропорта. Возникла остановка международного сообщения, сокращение доходов аэропорта, ну и конечно же остро встал вопрос о сохранении кадров и недопущении потери квалифицированных специалистов. Однако лучшие специалисты авиационной отрасли трудятся в нашем аэропорту. И они безусловно ведут мониторинг работы прошлых лет, так и текущего состояния дел, что позволяет значительно улучшить накопленный опыт, и, как следствие, сделать услуги более привлекательными для клиентов. В нашем аэропорту действуют все основные меры и ограничения, нужные для сохранения здоровья путешественников. Перевозчики и работники воздушной гавани просят внимательно соблюдать все указанные меры предосторожности, соблюдать общепринятые меры гигиены. Со своей стороны аэропорт делает все возможное для обеспечения комфортного и безопасного перелета. – Вам удалось сохранить рабочие места за сотрудниками воздушной гавани? – Мы были настроены "выжить". При поддержке акимата Актюбинской области, в лице Ондасына Уразалина воздушная гавань областного центра достойно преодолела коронакризис. Мы рассчитывали только на собственные силы. Нужно было с одной стороны, максимально все сокращать, с другой – не жалеть ресурсы на сохранение ценного, с третьей – внедрять новое, дающее прибыль. У нас получилось. Мы уделили большое внимание социальной сфере. Несмотря на пандемию, заработная плата сотрудников аэропорта повышается, она увеличена до 80%. Внедрено новое положение об оплате труда, предусматривающие социальную поддержку работников. Ведется непрерывное обновление парка спецтехники, оборудования, что конечно же ведет к успешному развитию и стабильности работы воздушного транспорта.

– Как вы относитесь к критике?

– Нормально!

– Недавно в СМИ, освещались события, которые произошли в конце февраля, произошедших на территории Международного аэропорта Алия Молдагулова, связанных с самолетами авиакомпании SCAT. Как вы можете прокомментировать данный инцидент?

– Да, со стороны АО "Международный аэропорт Алия Молдагулова" хотели бы прокомментировать, что в средствах массовой информации, 26 февраля 2022 года, действительно появилась информация о повреждении воздушных судов авиакомпании SCAT при вылете рейса DV722, следующего рейсом Актобе – Нур-Султан, а также рейса DV712, следующего направлением Актобе – Алматы 25 февраля 2022 года из Международного аэропорта Алии Молдагуловой. Повреждения воздушных судов имеют различный характер. Если говорить о рейсе DV722 в Нур-Султан, то там имеет место быть повреждение пяти лопаток вентилятора правого двигателя, в другом случае, речь идет о повреждении резины основного колеса №3.

– Как вы можете объяснить причины появления указанных повреждений у воздушных судов авиакомпании SCAT?

– Данный дефект произошел из-за плохих погодных условий в тот период. Мы хотели бы пояснить, что 4 марта были опубликованы фотографии состояния искусственной взлетно-посадочной полосы аэропорта Актобе. Но опубликованные фотографии ИВПП были сфотографированы 26 февраля 2022 года, на сегодня же указанные повреждения полосы были оперативно устранены. Мы работаем по принципу собака лает, караван идет!

– Расскажите, пожалуйста, какие работы по устранению повреждений ИВПП вами были произведены?

– Международный аэропорт Алия Молдагулова производит работы по устранению любых повреждений ИВПП в плановом и срочном порядке. На сегодняшний день имеющиеся незначительные сколы, устраняются в оперативном порядке. Оголенных, выступающих арматур нет. Характеры повреждения допустимы к нормам годности к эксплуатации аэродромов (вертодромов) гражданской авиации Республики Казахстан (НГЭА). Мы в постоянном режиме осматриваем, отслеживаем и устраняем все, даже незначительные дефекты ИВПП. Осмотр ИВПП и при необходимости текущий ремонт осуществляется ежедневно. Однако, из-за погодных условий, полный ремонт на данный момент осуществить не представляется возможным.

– А каким образом производится полный ремонт ИВПП?

– Во-первых, для полного ремонта ИВПП, необходимо дождаться благоприятных погодных условий, потому что даже при эксплуатации, плиты ПАГ-18, а это основа искусственного покрытия аэропорта Актобе, имеют свойство разрушаться при резких перепадах температуры и попадания воды. Во-вторых, ремонт будет производиться с заменой аэродромных плит. Для этого мы подготовим все необходимые ресурсы. В этом году будет осуществлен закуп необходимого сертифицированного материала, для качественного выполнения работ высококвалифицированным персоналом. Также будут приобретены 300 аэродромных плит, и прочих строительных ремонтных смесей. Для работ по полному, капитальному ремонту ИВПП будут привлекаться высококлассные специалисты, в том числе и сторонние строительные организации. Мной хотелось бы отметить, что по сравнению с предыдущими годами, состояние ИВПП было улучшено. Сотрудники, которые отвечают за данные участки аэропорта отмечают, что ИВПП находится под постоянным контролем, и ежегодно ее состояние улучшается по сравнению с предыдущим периодом, вследствие проводимых работ по устранению возникающих дефектов. Несмотря на более худшее состояние полосы в предыдущие годы, у регулирующих органов не возникало вопросов. В 2015 году сертификат годности аэродрома был выдан сроком на 5 лет.

– А как часто производится ремонт объектов аэропорта, а именно территорий, связанных непосредственно со взлетно-посадочной зоной?

– Я еще раз повторюсь, аэропорт города Актобе на постоянной основе производит плановый ремонт всех модулей. Но если говорить о недавно проводимых работах, то масштабные ремонтные работы были начаты в 2021 году. Объем был большим. Ранее ремонт полосы осуществлялся с использованием большого количества битумной мастики, при этом количество замененных было гораздо меньше чем в 2021 году. К слову, в прошлом году, при поддержке акимата Актюбинской области, в лице Уразалина Ондасына Сеиловича Международный аэропорт Алия Молдагулова отремонтировал 8 тысяч погонных метров аэродромного покрытия. Для технического обслуживания и ремонта были закуплены 228 штук аэродромных плит ПАГ-18, которыми было впоследствии заменено старое покрытие. Кроме текущего ремонта ИВПП, было осуществлено обновление рулежной дорожки – это путь для самолетов в аэропорту, а также соединение взлетно-посадочных полос с перронами, ангарами, терминалами и другими объектами аэропорта. Без внимания не остался и перрон. На эти работы было выделено 60 тонн специализированной смеси.

– Цифры о затратах на обновление объектов аэропорта поражают.

– Для нас безопасность полетов первоочередная задача. Для сравнения в 2018 году было заменено 48 плит, в 2019 году 72 плиты ПАГ-18. И как я говорил ранее, в 2021 году – 228 плит. Все это необходимо для успешной и безопасной работы аэропорта. Даже несмотря на пандемию, поразившую весь мир, мы в 2021 году достигли очень высоких производственных показателей, которых аэропорт ранее не показывал.

– Раз уже наш разговор зашел о цифрах, давайте немного поговорим о статистике. Изменилось ли количество пассажирских рейсов за последние годы?

– Статистика многообещающая. К примеру, до пандемии коронавируса в аэропорту города Актобе выполнялось 5-6 регулярных рейсов в день. Как я уже говорил ранее, на сегодняшний день выполняется около 15 регулярных рейсов в день. Но динамика растет. В летний период мы будем увеличивать количество рейсов. Будут открываться дополнительные авиасообщения, в том числе международные. Немалая заслуга в этом нашего акима области. При поддержке главы региона Ондасына Сеиловича в 2021 году были открыты международные рейсы в Нукус, Тбилиси, Стамбул, Казань, были возобновлены регулярные рейсы в Москву. Из внутренних рейсов был открыт рейсы в Туркестан. Кроме того, увеличены количество действующих рейсов в Нур-Султан, Алматы, Актау, Атырау. Так, увеличены рейсы в Алматы с 1 рейса до 3-х в день, в Нур-Султан с 2-х до 4-х рейсов в день. Даже, несмотря на это, из-за высокого спроса, на рейсы в Нур- Султан и Алматы, периодически возникают нехватка провозных емкостей на данные маршруты. В году 2021 впервые аэропорт преодолел рубеж в 500 тысяч пассажиров и за год обслужил 750 тысяч пассажиров, это на 386 тысяч пассажиров больше по сравнению с 2020 годом. Было обслужено 5 тысяч рейсов, или на 1 247 рейсов больше по сравнению с 2020 годом. Было обработано 20 тысяч тонн груза, или на 6 тысяч тонн груза больше по сравнению с 2020 годом. По итогу 2021 года, наш аэропорт занимает второе место по объему грузовых перевозок, уступая лишь аэропорту города-миллионика Алматы.

– Какие у вас планы на предстоящий 2022 год?

– Международный аэропорт Алия Молдагулова с уверенностью может сказать, что 2021 год является одним из успешных периодов для аэропорта. В пассажирском терминале были улучшены условия для пассажиров, увеличены точки общественного питания, открыты два магазина Duty Free. Кроме того, аэропорт стал третьим в стране, который внедрил сервис цифровых документов. В 2022 году будет продолжен проект цифровизации, путем внедрения новых систем по обслуживанию пассажиров и воздушных судов. Поэтому планы на 2022 год огромные. В 2022 году аэропорт планирует обслужить более 1 миллиона пассажиров. Наряду с этим, в планах на 2022 год: увеличение частоты выполнения рейсов в Нукус с 2-х до 3-х рейсов в неделю, в Москву с 1 до 2-х рейсов в неделю, возобновление туристических рейсов в Шарм-эш-Шейх и в Анталью, возобновление регулярных рейсов в Шымкент. В марте планируется открытие рейсов в Санкт-Петербург с частотой 1 раз, с увеличением на летний период до 2-х рейсов в неделю. Аэропорт Актобе является частью транспортной инфраструктуры Западного Казахстана и расположен в промышленном регионе западной части страны. Воздушная гавань удачно расположена на пересечении крупных международных аэронавигационных трасс, связывающих Европу с Азией, что позволяет осуществлять грузовые, транзитные рейсы. У Международного аэропорта Алия Молдагулова есть все возможности стать лидером гражданских и грузовых авиационных перевозок.

Автор: Александра Гольм