Письмо от Ассоциации канцелярского рынка России (АКР) было направлено к премьер-министру Михаилу Мишустину с тревожным предупреждением о возможности закрытия тысяч магазинов канцтоваров из-за жесткой конкуренции с маркетплейсами. Как сообщает издание «Коммерсантъ», в письме, отправленном ассоциацией, поднимается вопрос о недопустимом преимуществе онлайн-площадок, которые уклоняются от уплаты налогов и страховых взносов.
АКР высказывает мнение, что маркетплейсы несправедливо пользуются посредническими соглашениями и привилегиями для ИТ-компаний, а также заменяют традиционные рабочие отношения привлечением самозанятых. Организация предполагает, что годовой ущерб от уклонения от налогов может составлять до 1 трлн рублей.
Артем Соколов, глава компаний интернет-торговли, утверждает, что крупные маркетплейсы не нарушают законы о налогообложении и взаимодействуют в рамках установленных правил. Эксперты призывают к ужесточению контроля за деятельностью онлайн-площадок и введению налоговых обязательств на уровне классических интернет-магазинов. В частности, АКР указывает на пример работы Wildberries и отмечает распространенность подобных нарушений среди других площадок.
Юристы выражают сомнения в том, что аргументы АКР вызовут масштабные проверки налоговых органов маркетплейсов. Партнер Taxology Алексей Артюх подчеркнул, что агентская модель функционирования маркетплейсов не нарушает законов, и использование индивидуальных предпринимателей практикуется как в классических офлайн-магазинах. Это объяснил Соколов, отметив, что маркетплейсы не покупают товары у продавцов, а зарабатывают на рекламе, хранении, доставке и транспортировке продукции, именно эти средства являются основой для налогообложения.