Логистика в период турбулентности

Спикер: Фарид Мадани, генеральный директор ГК «Деловые Линии»

Экономические изменения 2022 года, связанные во многом со взаимоотношениями на международной арене России и западных стран, привели к трансформации логистической отрасли. Ранее логисты уже перестраивали свои процессы. Вспомните, как в пандемийные годы многим службам доставки удалось преодолеть кризис благодаря развитию онлайн-ритейла и масштабированию технологий дистанционного взаимодействия с клиентами и сотрудниками.  Зарождение цифровых экспедиторов, постепенно вытесняющих с рынка аналоговые компании, происходило именно в этот период и росло темпами на 50-200% в год. Не менее стремительно развивался и фулфилмент, совокупный среднегодовой темп роста CAGR с 2018 года составляет 66%.

Вот и сегодня, адаптация к новой реальности —  не повод останавливать развитие логистической отрасли. Например, около 5-6 лет назад основной поток грузов шел из Санкт-Петербурга, а потом произошли большие изменения, и поток начал перераспределяться. В результате мы увидели на территории РФ новые центры генерации грузового трафика, которые потребовали перестроения логистики. Сейчас это будет опять повторяться, но уже в более жестких условиях – с ограничением по ресурсам. Сегодня многие производства и компании находятся в таком состоянии, что будут вынуждены закрываться. Из-за этого произойдет очень большое высвобождение человеческого ресурса. Подобная ситуация на рынке должна привести к появлению новых производственных точек.

Оптимизация услуг позволит многим службам доставки значительно улучшить сервис и гарантировать бесперебойность поставок грузов. Важно отметить, что здесь необходимо в обязательном порядке разработать антикризисную стратегию: выстраивать коммуникации с покупателями и сотрудниками; пересматривать логистические алгоритмы и supply chain цепочки; создавать альтернативные FinTech продукты; бороться с кибератаками; замещать программные решения и сервисы, лишившиеся легитимности.

Ещё один фактор развития, про который не нужно забывать –  переориентирование цепочек поставок на Восток. Уже появляются логистические пути через ОАЭ или Турцию, а грузоперевозки в Россию осуществляется со стороны азиатских стран через порты Дальнего Востока. Если раньше и так много товаров, которые позиционируют себя европейскими, производились в Китае, то сейчас их станет еще больше и, как следствие, увеличатся поставки из этой страны. Например, в ГК “Деловые Линии” спрос на доставку грузов из азиатских стран вырос вдвое. Также в марте по сравнению с февралем замечен рост более чем на 20 процентов на доставку товаров из Сибирского федерального округа, а с Дальнего Востока — на 15 процентов. При этом Дальний Восток испытывает большую нагрузку от импортного грузопотока из Китая и других азиатских стран, что ведет к перегруженности морских портов и железнодорожных терминалов. Вследствие этого импортеры стараются найти новые способы оперативной отправки товаров.

Еще одной из положительных сторон является цифровая трансформация. Она поможет логистическим компаниям составлять прогнозы на ближайшее время, оптимизировать бизнес-процессы, планировать спрос на те или иные виды товаров, инвентаризировать их на складах. Для конечного пользователя диджитализация служб доставки означает улучшение сервиса оказания логистических услуг и более быструю доставку груза “точно в срок”.