Как развивать коммуникативные способности детей при обучении английскому языку

Английский остается самым распространенным и изучаемым языком в мире.

Специалисты определили, что среднестатистический возраст, в котором дети начинают заниматься английским, – 7 лет, а во многих странах это происходит уже в 4, и неизбежно возникает вопрос: как сделать процесс учебы комфортным и продуктивным для маленького ребенка? Ответ на него сформулировала в своей книге «Развитие коммуникативных способностей при обучении детей английскому языку: эффективные методики и материалы» Фатимы Садаевой – лингвиста, педагога, переводчика, которая основала языковую школу и международный экзаменационный центр.

Фатима Садаева разработала уникальный подход к преподаванию, основанный на наиболее эффективных современных педагогических практиках. Важно отметить, что методика Садаевой уже внедрена в учебный процесс в школах Турции, Казахстана, Южной Кореи и показала впечатляющие результаты: преподаватели сообщают об улучшении показателей до 90%. Фатима Садаева убеждена, что в основе обучения детей должна лежать игра и проектный подход.

Фатима Садаева создала языковую школу дополнительного образования, которая первой в Чеченской Республике получила международную лицензию. Обучила по аккредитованной авторской программе учителей английского из 60 общеобразовательных школ региона. Проводила партнерские программы с такими авторитетными организациями, как AIESEC, Language.Prosveshcheniye, Cambridge University Press и Pearson. Привела свою школу к победе в конкурсе «100 лучших организаций дополнительного образования детей России» в рамках Всероссийского форума «Школа будущего».

Геймификация обучения – игра как главный инструмент

Один из центральных методов, представленных Садаевой – геймификация. Игровой формат занятий делает процесс изучения языка естественным и увлекательным. Дети воспринимают английский не как сложный предмет, а как часть веселого взаимодействия. Языковые, координационные и вспомогательные игры способствуют лучшему запоминанию новых слов, улучшению произношения и развитию слухового восприятия.

Примером таких игр являются:

  • "Catch the tail" – ученики выстраиваются в линию, держась за плечи, а первый игрок должен поймать последнего, что развивает навыки слушания и быстрого реагирования на команды.
  • "Store" – дети играют в продавцов и покупателей, имитируя реальный диалог на английском.
  • "Broken telephone" – классическая игра в "испорченный телефон", помогающая развить навыки восприятия английской речи.

Использование рифмовок, песен и считалок

Рифмовки и считалки – мощный инструмент запоминания. Они не только помогают запоминать слова, но и улучшают произношение и ритмику речи. Дети быстрее запоминают фразы и легко интегрируют их в повседневное общение. Например, использование таких рифм, как:

"One bright sun in the sky so blue, Two fluffy clouds, just for you"

помогает ребенку освоить числительные и простые описания.

Обучение через сказки

Методика Садаевой также предлагает технику обучения через сказки. Это способствует развитию не только языковых, но и когнитивных навыков. Дети учатся воспринимать контекст, интонацию, а также расширяют словарный запас. Театрализация и постановка мини-спектаклей позволяют детям чувствовать себя уверенно в разговорной речи и применять язык в естественных ситуациях.

Проектный метод – обучение через практику

Еще один важный аспект – обучение через проекты. Дети не просто заучивают слова и грамматику, а используют их для создания презентаций, рассказов и других творческих работ. Это способствует развитию навыков самостоятельного изучения языка и критического мышления.

Альтернатива устаревшим методам

Традиционные методы преподавания иностранных языков, основанные на зазубривании слов, переводе текстов и выполнении стандартных упражнений, все еще широко распространены, несмотря на частую критику. Монотонность, отсутствие индивидуального подхода, нехватка речевой практики, пренебрежение современными технологиями – недостатки традиционного преподавания убивают мотивацию и делают обучение неэффективным, говорит Фатима Садаева. Чтобы избежать этого, важно учитывать когнитивные особенности развития детей, что и легло в основу ее метода.

Почему эти методы работают?

  1. Языковая среда. Использование игр, песен и сказок создает естественную среду, где дети погружаются в английский без стресса.
  2. Эмоциональная вовлеченность. Благодаря интерактивным методам обучения у детей формируется интерес к языку, что повышает мотивацию.
  3. Развитие всех аспектов языка. Эти методики развивают не только устную речь, но и навыки чтения, аудирования и письма.
  4. Формирование уверенности. Дети учатся выражать свои мысли на английском без страха ошибки.

Заключение

Методики, представленные в пособии Ф.Ш. Садаевой, позволяют сделать обучение английскому языку увлекательным и продуктивным. Они помогают детям легко преодолевать языковой барьер, развивать коммуникативные навыки и уверенно применять английский в жизни. Внедрение этих подходов в образовательные программы – это шаг к успешному освоению языка в детском возрасте.